Сертификация косметики – это процедура проверки качества продукции, которая проводится в сертификационном центре с государственной аккредитацией. Она включает в себя лабораторную экспертизу товаров и изучение документации.
Обязательна ли сертификация косметики?
Процедура подтверждения соответствия косметики осуществляется согласно требований ТР ТС "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" ТР ТС 009/2011. На косметические средства в обязательном порядке оформляется декларация соответствия. Сертификат может быть оформлен производителем или поставщиком продукции на добровольных основаниях, после прохождения декларирования.
Требуется оформить декларацию соответствия практически на все виды косметической продукции, в том числе на декоративную косметику.
Особенности декларирования
ТР ТС 009/2011 выдвигает требования к косметическим средствам, определяет форму подтверждения декларирование. Оформляется декларация при обращении в аккредитованный центр сертификации, после ряда проверочных мероприятий, при подтверждении факта соответствия установленным нормам.
Заполняется документ заявителем, который несет ответственность за изложенные сведения. Предоставляется в центр сертификации для регистрации, после его приобретает юридическую силу. В декларации содержится следующая информация:
- наименование, коды ТН ВЭД, одна декларация может быть оформлена на несколько товаров принадлежащих к одной категории;
- сведения о нормативных документах, согласно которым осуществлялось декларирование;
- реквизиты держателя документа, ОГРН, ИНН, наименование, адрес;
- сведения о лаборатории проводившей испытания;
- номер протоколов;
- срок действия документа.
Порядок проведения декларирования
Получить декларацию может юридическое лицо или частный предприниматель зарегистрированные на территории РФ. С целью оформления разрешительного документа производитель, поставщик или импортер продукции обращается в аккредитованный орган сертификации с заявлением. После принятия заявки, идентификации товара, специалисты организации выбирают подходящую схему, формируют пакет документов.
Заявитель предоставляет необходимую документацию, образцы для лабораторных испытаний. Проводится комплекс проверочных мероприятий, в результате которых продукция подтверждает свое соответствие требованиям ТР ТС, оформляется разрешительный документ.
Добровольная сертификация косметики
После получения декларации производитель или поставщик может обратится в центр сертификации с целью оформления добровольного сертификата. Наличие которого является дополнительным подтверждением качества, безопасности продукции.
Процедура сертификации предусматривает необходимые проверочные мероприятия, включая лабораторные испытания. На основании которых принимается решение о соответствии продукции определенным нормам, стандартам нормативных актов. При положительном решении центр сертификации оформляет документ на бланке установленного образца, предоставляет его заявителю.
Документы для декларирования косметики
В центр сертификации требуется предоставить пакет документов, среди которых:
- заявка;
- ИНН, ОГРН;
- реквизиты заявителя;
- нормативно-техническая документация, на основании которой ведется производство, ГОСТ или ТУ;
- образец этикетки;
- описание состава;
- разрешительные документы полученные ранее;
- контракт поставки, для импортного товара.
Перечень документов может отличаться в зависимости от особенностей поставок, страны происхождения продукции, иных нюансов.
Необходимо ли проходить гигиеническую сертификацию косметики?
С 2010 года гигиенический сертификат на косметические средства отменен. При этом некоторые виды косметики попадают под государственную регистрацию осуществляемую Роспотребнадзором. Оформить свидетельство о государственной регистрации требуется на:
- косметику обладающую леченым эффектом;
- средства для окраски отбеливания волос;
- средства для депиляции.
На данную категорию товаров в первую очередь оформляется СГР, затем декларация соответствия.
Маркировка косметической продукции
После прохождения декларирования косметика может поступать на рынок РФ, иных стран входящих в Таможенный Союз. Также косметические средства маркируются должным образом, на этикете отображается специальный знак, информация для потребителя:
- название косметики, марка;
- данные о изготовителе, импортере;
- меры предосторожности;
- состав, инструкция по применению;
- дата производства.
Реализация косметических товаров без наличия декларации грозит производителю, продавцу административной ответственностью.
Лабораторные исследования
В ходе сертификации косметические средства подвергаются лабораторным исследованиям. К ним можно отнести различные испытания образцов продукции, в т.ч. с использованием профессионального оборудования и специальной техники. В рамках этих опытов особое внимание уделяется составу, физико-химическим характеристикам, микробиологическим показателям, содержанию токсичных элементов, маркировке, потребительской таре и т.д. На основании всех опытов и экспериментов составляется протокол испытаний, по содержанию которого определяется соответствие косметики требованиям ГОСТ и ТР ТС.
Документы для сертификации
В рамках сертификации клиенты должны подготовить различные документы, описывающие продукцию и фирму, в т.ч.: регистрационные свидетельства ИНН и ОГРН, устав предприятия, описание продукции (свойства, правила использования), имеющиеся сертификаты и протоколы испытаний, ТУ, СТО, ГОСТ и т.д. Для импорта необходимо принести договор на поставку. Помимо этого следует подготовить заявление (с его текстом можно ознакомиться заранее).
Проведение сертификации
Сертификация проходит в несколько этапов и начинается с обращения предпринимателя в сертификационный центр с заявлением и собранными документами. После этого специалисты фирмы проводят идентификацию косметических средств, подбирают схему и подписывают договор с клиентом.
На основании выбранной сертификационной методики составляет план лабораторных испытаний и производственных экспертиз. В дальнейшем специалисты фирмы проводят все необходимые исследования и оформляют требуемую документацию.
Результат процедуры
В рамках сертификации клиенты получают разрешительный документ - сертификат соответствия. Он оформляется на специальном бланке строгой отчетности и содержит данные, полностью описывающие продукцию. Дополнительно сертификат дублируется цифровой копией (ее можно использовать при дистанционной подаче документов).
Преимущества сертификации
Правильно проведенная сертификация повышает доверие потребителей, обеспечивает легкий выход на маркетплейсы и способствует расширению рынков сбыта. Фирма сможет улучшить свою маркетинговую политику и повысить заинтересованность инвесторов. Наличие сертификата соответствия поможет повысить доход и обеспечит развитие конкретного предприятия вне зависимости от экономической ситуации в стране.
Отказ в сертификации
По закону сертификационный центр вправе отказать компании в выдаче сертификата соответствия, если результаты проведенных испытаний не будут соответствовать требованиям официальных стандартов и регламентов. В этом случае компания-заявитель получит аргументированный отказ с указанием причин и рекомендаций по улучшению производства (продукции).